группа дошкольного возраста при МКОУ Уралинская ООШ

"Фольклор как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре".

 Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные  и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Я построила свою работу  по приобщению детей к народной культуре на основе русских традиций. 

А поскольку устное народное творчество- это кладезь народной мудрости, я выбрала темой своей работы: "Фольклор как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре". 

Начиная работу по теме , мною были определены цель, задачи и содержание деятельности. 

Цель: приобщить детей к национальной культуре, развивая интерес к устному народному творчеству , прививая  у детей патриотические чувства и духовность. 

В процессе работы над темой решаю задачи: 

-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;

-воспитание интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

-использование всех видов фольклора  (сказок, песенок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, загадок, хороводов),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

    Мною была изучена методическая литература -  "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева  М.Д., программа рекомендована министерством образования РФ; "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", где представлены материалы из опыта работы сотрудников яслей-сада № 22 г. Коврова (зав. яслями-садом Куприной Л.С., методиста Будариной Т.А., музыкального руководителя Маркеевой О.А., воспитателя Корепановой О.Н.) по воспитанию детей в русских национальных традициях.

Образовательный процесс организую на основе комплексной программы дошкольного образования “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой Т.С. Комаровой; руководствуюсь ФГОС дошкольного образования.

В своей работе я использую педагогические технологии по требованиям ФГОС 

-Здоровьесберегающие технологии -обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье); 

-технологии проектной деятельности :                                              

  «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные» , направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

 «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной ;

 «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, изготовление куколки оберега, выпечка булочек, лепка снеговика;

- информационно-коммуникационные технологии; Мир , в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедио, интернет ресурсы и др.).

-личностно-ориентированные технологии;

-игровая технология (игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от не реальных;

 группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.)

      1.Система по приобщению детей к истокам русской народной культуры

             1. Создание в группе атмосферы национального быта.

             2. Широкое  использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п. )

             3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

             4.Знакомство с народным искусством.

             5. Знакомство с русскими народными играми.

             6.Знакомство с историей России, родного края

 Система включает работу по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; «Познавательное развитие»- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; «Речевое развитие»- владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической  речи; «Художественно-эстетическое развитие»-становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; «Физическое развитие»- приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений направленных на координацию и гибкость, развитию равновесия, овладение подвижными играми с правилами.

     2.Задача воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре

        Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые и развлечения. 

   За три года мною были организованы фольклорные праздники: "Осенины" (праздник сбора урожая), где дети выступили героями сказки "Репка", разгадывали загадки, вместе с родителями приготовили традиционные русские угощения.  На "Покров"  погрузились в народные поверья, рассказывали приметы, пели обрядовые песни. После новогодних праздников выпадает время весёлых колядок. В нашей группе уже стало традицией, когда ряженные, мы с ребятами, с песнями и колядками обходим дворы односельчан. Люди радушно встречают  гостей и щедро угощают сладостями. В Масленицу ребята водят хороводы, говорят заклички, едят блины, с интересом наблюдают, как взрослые жгут чучело и в завершение праздника детей ждёт катание на лошади с бубенцами.                                                                                                   Подготовка к празднику даёт положительные эмоции ребёнку, и праздник ассоциируется с радостью. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

                          3.Знакомство с разными видами фольклора                                                                                                                                                                                                                                                                             Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества. 

    Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Обязательно на прогулке играем в различные игры- салки, горелки, каравай и т.д. 

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

                                      4.Взаимодействие с родителями

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации, мастер-классы. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Совместное изготовление  костюмов, атрибутов праздников ещё больше сближает родителей с ребёнком, такое взаимодействие может стать семейной традицией.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Теперь дети имеют представление о труде, быте, традициях и приметах русского народа. 

   Своими опытом  я поделилась с коллегами на педагогическом совете  по теме "Фольклор как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре" , на РМО я представляла НОД на тему "Здравствуй, хлебушек душистый", где была представлена проектная  деятельность, когда ребята поэтапно, начиная с посева зерна и заканчивая выпечкой продукта, рассказали о труде людей, о природе, о погоде, использовали пословицы, поговорки . Была проведена большая предварительная работа: экскурсия на пшеничное поле, посещение тока, беседа с работниками СПК о машинном и ручном труде, ценности хлеба и жизни.

     Чтобы сохранить преемственность поколений, мы с детьми часто посещаем пожилых людей, которые рассказывают о тяжёлом труде во время войны, о своём детстве, о быте и традициях.

      Часто взаимодействуем с районным комплексным центром, гости  навещают нашу группу. Одним из интересных мероприятий, которое запомнилось детям, был кукольный театр. Там ребята увидели множество русских народных сказок, шуток-прибауток. С сельской  библиотекой я тоже наладила тесное взаимодействие, поскольку, невозможно привить любовь к  литературе, не зная эту литературу. В библиотеке постоянно провожу беседы, читаю ребятам фольклорные книги, знакомлю с иллюстрациями.

      Результатом моей работы стало:

      Высокая эмоциональная насыщенность НОД, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей выработался устойчивый интерес к знаниям русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин. По многочисленным опросам и участием в разных викторинах, праздниках , вижу, что детки знают сказки, могут их драматизировать, поют песни, частушки, знают многие приметы и используют их в жизни.  Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну.

     В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. 


10 декабря 2015 в 18:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.